четвер, 16 вересня 2010 р.

Греция. 15 сентября. Среда. День пятый. Столичный


  • Греция. Наши дни. Идет экскурсия по Акрополю. 
  • Осматривая развалины Парфенона, маленький мальчик спрашивает: 
  • "Папа, это и есть то самое место, где наша мама училась водить машину?"

  Южное солнце поднимается лениво и сочно над мраморнобледножелтой площадью перед Одеоном (ну да, там где исполняли оды, тоесть зданием, где давали концерты. Вообще греч. Ὠδε — ода — высокопарные, патетические стихи к подобной музыке. А современное толкование δεῖον — консерватория.) Сам Одеон построен в эпоху римского владычества  в II в. уже нашей эры, у южного склона афинской горы Акрополь.


  
  Акрополь — одна из доминирующих высот в округе. Гора использовалась в мирное время как святилище а в войну как крупный укрепленный оборонный пункт, неприступный отвесными склонами со всех своих сторон. Единственная дорога ведущая на почти плоскую вершину была хорошо укреплена и проходила через парадные ворота — Пропилеи.
  У подножия, перед основным подъемом моя вечерняя прогулка обнаружила горушку, на которой сумерничали всяческие парочки, романтически вздыхая на рдеющие окрест далекоооо внизу огоньки афинских окон.
  Поутру как-то неожиданно выяснилось, что это Ареопаг — (греч. Άρειος Πάγος) или “Скала Ареса” гора  на которой некогда осудили Ареса за убийство сына Посейдона. Позже тут проходили совещания отцов города по поводу нападения и обороны. Здесь заседал высший апелляционный суд  Афин по уголовным и гражданским делам.  




  Апостол Павел, путешествовал из Малой Азии в Рим и не мог не остановиться к случаю в известнейшем городе ученых и философов. Как наверное он был возмущен видя полчища статуй и кумирен! То было время, когда Рим владел Афинами. Сами по себе Греки а позже и Римляне, распространяя свой протекторат, не особо стремились обращать в свою веру покоренные народы, считая что у каждого народа свои кумиры. Грубо говоря разные народы и страны той поры склонялись к умеренной веротерпимости к соседям и признавали их верования годными для них но не для себя. То есть считалось, что каждому народу возможно иметь своих кумиров.
  Здесь, на Ареопаге  Апостол Павел произнес свою речь о «Неведомом Боге», упомянутую в «Книге Деяний Святых Апостолов». Для греков живущих в веротерпимой многонародной Римской империи начала I века, и знакомых с соседними верованиями в этой проповеди Павел излагает следующие тезисы 
  1. Есть один Бог, Творец вселенной (в противовес возможным нескольким демиургам).
  2. Он совершенно независим от материального мира (античные люди считали что кумиры живут как на небе так и в каждой вещи и многие создания имеют своих кумиров воды — русалок, деревья — дриад и т.д.).
  3. Все люди произошли, по воле этого Бога, от одной крови, и, следовательно, имеют Одного и Того же Бога. (Как уже говорилось, что различие национальностей было одним из главных оснований древнего многобожия).
  4. Различие народов, зависящее от обстоятельств места и времени, определено высочайшей волей Бога: все люди должны придти к познанию Бога: судьбы их — это воспитание, которым Бог ведет их к этой цели.
  5. Это познание Бога нетрудно, ибо Бог недалеко от каждого из нас — в самой природе человека есть нечто, связывающее его с Богом.
  6. Только вследствие печального заблуждения ума люди могли уподобить божество произведениям искусства, веществу, изваянному их собственными руками (древние поклонялись статуям видя в них богов. Апостол сам видел множество статуй в Малой Азии и Греции и в Афинах в частности).
  7. Заключает Апостол свою речь призывом к покаянию, мотивом которого выставляет будущий суд над вселенной "посредством предопределенного" Богом "Мужа", т.е. Иисуса Христа, Которого Он воскресил из мертвых.




  Как-то Посейдон с Афиной начали передел сфер влияния  за прибрежную территорию, где уже строились первопоселенцы во главе со своим царем — человекозмеёй Кекропом. Каждый из олимпийцев хотел крышевать горд. Естесственно что, от кого крыша, тому и возлияния больше, и фимиам погуще да позапашистее. Как и поныне в судебном споре, все дело свелось к подаркам. Чей подарок Кекропу понравиться больше, тот и выиграл.
  Вышел добрый молодец Посейдон ударил в скалу тризубом и из разлома полилась морская вода. (Скажите зачем поселению и царю источник соленой воды, когда она и так в 6 км от города в неограниченном количестве плещется?). 
  Вышла красна девица (девица в прямом понимании этого слова) Афина и вонзила копье в землю. Копье возьми да и прорасти оливковым деревом. 
  Понятное дело, что город назвали θναι  АфиныВероятно горожане считали, что если назовут город во множественном числе то и оливки тоже размножаться :) . Как в воду глядели.
  Девице, то есть Афине-Деве (греч. Ἀθηνᾶ Παρθένος) на горе Акрополь поставили святилище Парфенон (греч. Παρθενών), где воздавали дань подношениями и жертвами. Устраивали Гекатомбы (греч. ἑκατόμβη, букв. «сто быков») — торжественное шествие ведомых быков, украшенных ленточками и веночками, и торжественное же заклание этих самых быков (потому подумайте прежде чем соглашаться украшаться ленточками и веночками, о финале подобных праздников). Акрополь действительно царствует над городом в небесах, но сотню быков-то на эти небеса надо было поднять! Потому были построены каскады пологих лестниц, по которым легко пройдут танцуя быки, жрецы, герои, цари, и даже слабые в коленках туристы.
  Путь в любую закрытую территорию ведет через КПП. Здесь в качестве пропускного пункта были Пропилеи (греч. προπύλαιον, от греч. προ — перед и греч. πύλαι — вход). Многоколонное проходное здание, в котором заодно располагали храмовую библиотеку.




  После прохода Пропилеев первым делом бросается в глаза немалая постройка с многочисленными колоннами  опоясывающими весь периметр. Знаменитый по всем открыткам, картинам и снам Парфенон — квинтэссенция достопримечательностей Афин. Парфенон стоит к нам, простите как избушка перед героем — антифасадом. Парадный же вход находиться с противоположной, западной стороны. Там же, на фронтоне находилось наглядное (в лицах) изображение спора между Афиной и Посейдоном.
  Персидский царь Ксеркс, тот самый что победив в воспроизведенной Голливудом битве 300 спартанцев и "чуть" больше других солдат остальной Греции, все-таки завоевал Афины и многое в них разрушил. В том числе и старинные здания на Акрополе. Тогда Перикл — топ-лидер афинских демократов на государственные деньги застроил гору новыми зданиями (построили Одеон, Пропилеи, Парфенон). Парфенон (официально: Храм Афины-Девы —  Ἀθηνᾶ Παρθένος) строил архитектор Калликрат. А вот отделку поручили Фидию — скульптору отменному, а заодно и приятелю Перикла. Совсем непонятно как Фидий выиграл гостендер на такой госзаказ! ;)




  Рядом с Парфеноном построен еще один храм, названный Эрехтейон, символизировавший бы в наши дни фразу "Никто не забыт, ничто не забыто". Он вобрал в себя три напоминания-святилища: оливы Афины, источник Посейдона и могилу царя-основателя Кекропа, который и рассудил  олимпийцев по своему разумению и нужде города.
  На самом деле никто не возьмется утверждать существовал ли такой царь, и правда ли, что нижняя часть его тела была змеиным хвостом. Но за этим рассказом скрывается отголосок правдивой истории этого места о том, как ссорились охотники-рыбаки издавна живущие здесь, с первыми пахарями-земледельцами, которые пришли на смену нерентабельному жизнеобеспечению аборигенов. 





  Сам Эрехтейон имеет три независимых входа для своих святилищ. И в разное время перестраивался получив в виде украшений не просто колонный, а многофигурный портик кариатид. Из-за этих кариатид до сих пор не затихает международный скандал, так как английский лорд Элджин "спас" часть акрополя эвакуируя его в Англию. Сейчас англичане от чистого сердца не понимают зачем отдавать кариатиду, когда она в Лондоне в большей сохранности нежели на родине.



  Как и везде в Греции реставрация здесь ведется неспешно, тщательно. Никто вроде не торопится к очередному юбилею сдать объект в эксплуатацию. Да и к какому юбилею — очередному столетию Фидия, или очередному тысячелетию основания города?



  Нынче Парфенон желтовато-белый со светлыми вставками-заменами современного мрамора. А две с половиной тысячи лет назад он был окрашен очень ярко, прям вырви-глазки. И все скульптуры были окрашены сходно с натурою.



  Когда место на такой высоте, то как тут не царить над окружающим миром? Несмотря на то что Акрополь не самая высокая гора здесь.




   Парадный фасад Парфенона, через вход которого заходили посетители в храм, чтобы пообщаться с Афиной-Парфенос, выполненной в виде 13 метровой статуи из дерева и с накладками слоновой кости на лице и руках, иммитируя кожу; и почти тонны золотых пластин, покрывающих остальные части статуи. Как у всякого выборного начальника у Перикла были недоброжелатели, сами претендующие на его теплое место. Уж они постарались подпортить ему репутацию, обвинив его друга Фидия в присвоении части выделенного на статую золота. То ли Фидий предвидел подобное, то ли просто из предусмотрительности скульптор открепил все пластины с Афины и предложил их взвесить, посрамив обвинителей. Нам же с этой истории урок — не зная конструкции, не обвиняй в жульничестве и недобросовестности мастера! 
  Увы до Фидия добрались с другого боку — нашли портретное сходство с ним в изображении Дедала на щите статуи Афины-Парфенос и обвинили в оскорблении божества. За это его упекли в тюрьму где он и умер.





   Это все что осталось после "эвакуации" Лордом Элджином парадного фронтона.
  



  Парфенон вообще в своей истории был универсальным святилищем. После Афины-Парфенос, в VI веке здесь был христианский храм, посвященный скорее всего Деве Марии. В 1460 г. завладевшая к тому времени Грецией Османская Империя  устроила в нём мечеть с пристроенным минаретом. После их свержения, к 1687 году просвещенная католическая Венецианская Республика отстаивая свои интересы на этой территории устроила в храме пороховой склад, который и взорвался при попадании в него турецкого ядра. Взорвался и окончательно определил незавидную судьбу шедевра античной архитектуры. Частью осколки мрамора окрестные афиняне растаскивали и пережигали на известь, совсем как их собратья-римляне, также поступали с мраморами Коллизея. В восемнадцатом веке вернулась мода на греческую культуру — прародительницу европейской цивилизации. Также глядя на дряхлеющую Османскую империю остальные Европейские империи были бы не против поживиться за ее счет, потому сочувствуют угнетенным турками народам и в своих гражданах "пробуждают" стремление возвратится к истокам. Именно тогда, с 1802 года в течении 10 лет Английский посол   в Турции Лорд Элджин получив разрешение султана вывозил с континента ныне знаменитые мраморные скульптурные работы. Что касается колонн и других деталей, то хоть их к ним судьба была милостива и частью пощадила дав возможность хоть что-то воссоздать. Смею предполагать, что  Акрополь и без Парфенона смотрелся бы внушительно и мистично. Даже с ныныешним уровнем реконструирования это место притягивает не только взгляды но и будит историческую фантазию.  



  Совсем недавно человечество вышло в космос, еще позже научилось разогревать борщ в микроволновке. А ведь всего два с половиной тысячелетия назад не каждый дом был укрыт от непогоды столь качественно как Парфенон — мраморной черепицей, которая говорят даже просвечивала что сомнительно, но и была частично покрыта золотой фольгой, чтобы создавать величественный фон стоящей между Парфеноном и Эрехтейоном громадной бронзовой Фидиевской статуе Афины-Промахос (Воительницы), котрая отбрасывая лучи от позолоченого копья и шлема далеко окрест, служила маяком и ориентиром всем здешним путникам.




  На главный храм города и страны не поскупились — поставили ряд колон, полностью опоясывающий здание — периптер (греч. περίπτερος — окруженный {колоннами}, от περί — вокруг и πτερόν — крыло. ср. птеродактиль).




  Если хотите увидеть Акрополь а не затылки, то стоит приходить раньше всех, к открытию иначе через полчаса вы ничего кроме этих самых затылков не будете замечать.




  Солнце будет дразнить вас из-за коллон, как бы намекая оглянуться, вернуться и разделить вечность именно здесь с древними мраморами.




  В кадре два моря — Саронический залив Эгейского моря на горизонте, и поднимающееся по лестнице множество посетителей
  На небольшом мыске реет храм Ники Аптерос (а — частица отрицания, птерос — как уже было упомянуто раньше — крыло. То есть Победы Бескрылой). Как ни странно но он тоже посвящен Афине на сей раз в виде Ники-победы. А чтобы из города победа никогда не улетела то крылья у неё изьяли, дескать — не нужны, да и на всякий случай чтоб не улетела ;)



  Взгляд с земли на Акрополь



  Недалеко от горы построен музей этой горы. Во время строительства во вскрытом грунте как и следовало ожидать нашли остатки жизнедеятельности античного человека, жильё и хозяйственные помещения. Чтоб добро не пропадало его раскапывают и мумимузеефицируют, а сам музей поставлен на сваях.





  Столица как-то быстро закончилась и по пути на север открылись Олимпские горы — обиталище древних Олимпийцев. Современные же олимпийцы здесь не обитают — нынче изменились стандарты комфортного жилья.



1 коментар:

Анонім сказав...

Интересно, что получится, если через ННН лет Акрополь восстановят.