вівторок, 23 вересня 2014 р.

Джвари с несольких сторон

Над скрещением рек, на вершине скалы с IV века стоит храм посвященный кресту (груз. Джвари). Здесь Святая Нино, крестительница Грузии вместе с царем установила первый крест на этой земле, подобно Андрею Первозванному установившему крест на киевской горе.

Здесь одним из первых построили тетраконховый храм, ставший образцом для многих грузинских церквей и определяющим стилем церковной грузинской архитектуры вплоть до нашего времени.


Можно увидеть, что тетраконховый храм по форме это крест, вписанный в квадрат, с выступающими по сторонам квадрата полукруглыми апсидами — окончаниями вписанного креста.
На переднем плане бабушка просящая милостыню. Если в Киеве популярны нищие с собачками/кошками, то на Кавказе частенько нищенствуют с овечками.


Скромные и грубоватые наружные украшения сегодня добавляют сдержанного восторга перед церковью, сохранившейся до нашего времени с 590 года, когда на месте старого храма возвели новый.



Динамично оформленный барельеф над входом напоминает о названии храма.



Не сохранилось ни одной фрески, украшения, но внутри осязается величие и изящность формы. Несмотря на толстые стены благодаря окнам интерьер вполне прилично освещен в солнечную погоду.




Лермонтов поселил в этом монастыре мальчишку Мцыри, которого с гор вез  русский генерал скорее как заложника. Но вдали от дома ребенок заболел и его не смогли везти дальше. Если бы не забота местных монахов он вообще бы умер.


Волею судьбы оставшись в монастыре мальчик стал почти принимать свое положение и готовился в монахи приняв послушание. Мцыри по-грузински — послушник. Однако он хотел не забыть и родной край откуда его насильно увезли оторвав от родных. Долго сидел и смотрел он в сторону дороги по которой его привезли. Там за перевалами Кавказа был его дом и родные. 
В эту долину он сбежал для бурной жизни хоть на недолго. И был возвращен обратно смертельно раненым, чтоб перед смертью долго исповедаться не столько о своей короткой жизни, сколько о тех трех днях, ставших для него настоящей жизнью.


Сам же Лермонтов застал монастырь уже запущенным, с полуразвалившимися башнями и стеной, старым кладбищем.









Немає коментарів: