неділя, 21 вересня 2014 р.

Тбилиси днем

Покровитель Грузии — Святой Гергий Победоносец реет над Площадью Свободы




Мост Галактиона Табидзе со львами и знакомой до слез раскраской



Один из тех самых львов




Та самая раскраска



Квартальчик антикварной книги на набережной. Совсем как в старом Париже, только попроще ассортимент


Мост Любви, или официально Николоза Бараташвили через Мтквари, с видом на суперсовременный Мост Мира и Старую часть города и нависающую над ним крепость Нарикала, в которой отстроили церковь св. Николая.



Давно не комментирую современное искусство из-за его неблизости ко мне, но здесь и хотелось-бы, да незачем :)

На заднем плане еще одна безумная постройка на мткварской набережной — Дом Юстиции. Возможно старшему поколению тбилисцев она кажется диковатой, но как опорная, ориентирная точка сухого моста очень узнаваема для приезжих. За неё цепляется взгляд, что собственно и требовалось от неё. Это необычная стекляшка.






В основном Тбилиси расположен в котловине реки Мтквари и зажат между горами. Один из его центральных районов, в старом городе — Метехи. 
Здесь, на этой стороне реки обустроитель Тбилиси Вахтанг Горгосал построил себе дворец а название местности переводиться как придворцовая или "окрестность дворца". Местность дала название церкви, которая официально называется Успенской. Здесь происходили многие трагические эпизоды города связанные со святыми и царями и святыми царями. Дворец и укрепления простояли до ХIХ века пока не превратились в тюрьму в которой сидели Калинин, Камо и, возможно, Максим Горький, в советское время тюрьма дополнилась расстрельными помещениями. А позже, в 1950-е дворец-тюрьма были уничтожены для переобустройства этой местности. и сейчас там обзорная площадка на которой статуя Вахтанга Горгасала на жеребце. В церкви Метехи покоится прах святой Шушаник, перенесенной сюда в Х веке и чьё житие стало старейшим дошедшим до нас агиографическим произведением Грузии.



Могила святой находится в правом (южном) приделе церкви в свободном доступе за алтарной преградой. Обратите внимание, местную грузинскую фишку — сохранившуюся до наших дней традицию и технологию перегородчатой эмали. Некоторые иконы выполняются в этой дорогой и сложной технике, а ныне всё чаще и чаще, как богатый дар церкви от небедных прихожан.




Метехский мост ведет от местности Метехи на правый берег Мтквари, он выше левобережья. Здесь находится то, ради чего город обустраивался — горячие источники! Но в этом блаженстве был небольшое "Но" — вода была сернистая а значит с запахом сероводорода :) Жить в таком аромате не слишком приятно, потому источники завели в бани, и наружу запах выбивается едва-едва, разве что погода поменяется. Сливом в старину не слишком заморачивались, потому сливали обмывки в ближайший ручей, впадающий через несколько десятков метров в Мтквари. Жили в этом квартале в основном банщики, в свое время все бани были переоборудованы на турецко-персидский манер и обслуживался в основном азербайджанцами, коих было в Тбилиси немало. Народ побогаче предпочитал бани посещать часто, но жить ему здесь было некруто. Район называется Абанотубани (вот так и переводится — "Район бань"). Сразу по перезде моста попадаем на площадь с близким нам названием Мейдани или Майдан :)


Над Абанотубани нависает крепость Нарикала, контролировавшая городское правобережье. Ныне крепость немного труднодоступна, но с неё открываются неплохие виды на левобережье, где за последнее время понастроили Самый большой в Тбилиси храм Цминда Самеба (Свтой Троицы), Президентский дворец, диковинный Мост Мира, Дом Юстиции и две блестящие металлом трубы — вроде-бы законсервированный недострой сценической площадки с музейно-выставочно-художественным комплексом.




Спускаясь от Нарикала вниз к городу проходим картинные домики квартала Абанотубани с традиционной фишкой Грузии — разнообразными балконами. Например: найдите среди этих два одинаковых ;)



Жилые дома  из-за малости места все равно теснятся и взбираются прямо к самим крепостным стенам. Нынче многие из них перестраиваются в отельчики.




Замануха для знающих изобразительное искусство Грузии. Конечно все знают в основном Пиросмани и его оригинальные вывески для кабаков.


Насколько скучна пафосная, статичная скульптура раннего социализма, настолько глотком свежего воздуха врывается в сердце необычная, близкая и понятная современная. Например эта — класику украинского кино, армянину по крови и Тбилисцу по рождению, и чуду по жизни — Сергею Параджанову, летящему из вьюнковой сети стены на крыльях своих фантазий и полах пальто :)   


Нынешнюю улицу Шардена в Тбилиси пытаются подавать туристам как местный Монмартр. Собственно говоря, не гнались бы за иноземщиной, лучше-бы назвали по-другому — это всего лишь улица с прелестными кабаками и приятственной атмосфэрой. 


Отойдя в сторону от кабацкой улицы Шардена можно продолжить путь к бывшему донедавна кафедральному и патриаршему собору Сиони.  




Поскольку день Рождества Богородицы, то в церквях не протолкнуться да еще и в Сиони, где хранится много грузинских святых реликвий. Осень — пора обильной жатвы свадебных фотографов. И в бывшем кафедральном соборе тоже :)


 За специальным окладом хранится крест Святой Нино, который она сама сделала направляясь по велению Девы Марии из своей родины Кападокии в грузинские земли. Крест она сделала из свежих веток виноградной лозы и перевила прядью своих волос. горизонтальная ветка высохла и прогнулась, да так и установилась в каноне Грузинской церкви. Нынче крест такой формы — крест Святой Нино, можно видеть во всех грузинских церквях наряду с традиционным греческим или восьмиконечным-православным.




Коты, самовары, туристы здесь повсюду. А коврами что поплоше устилают мостовые на удивление тем же туристам и котам.





Нынче ни одна прогулка по старому городу не обходится без Моста Мира. Чтоб на него не зайти надо очень постараться.



Блуждая далее по кварталам от Кафедрального храма Сиони через Тбилисскую патриаршую резиденцию выходишь к еще двум удивительным зданиям — самому старому сохранившемуся храму города — Армянской церкви Анчисхати VI века, и тридцатилетнему театру марионеток Резо Габаридзе. Он автор любимых "Мимино", "Не горюй", "Кин-дза-дза". Такой замечательный чудак сделал в Тбилиси подобный себе театр как архитектурой так и спектаклями выделяющийся среди других.




Немає коментарів: