неділя, 28 вересня 2008 р.

Путешествие в Израиль туда и обратно

Cуббота. День третий (Искусительный)
Еврейской субботе (шаббату) посвящается
Господь диктует Моисею Тору:  - "... не вари козленка в молоке матери его..."  Моисей:  - "О, погоди, минуточку... А-а-а-а, я понял! Это означает - не ешь мясного с молочным?!"  Г-сподь:  - "Не фантазируй. Пиши, что говорят - не вари козленка в моло..."  Моисей:  - "Аааа, сейчас, ага, все понял: надо иметь отдельную посуду для мяса и молока!"  Г-сподь (раздраженно):  - "послушай, что ты несешь? Я же тебе ясно сказал! Не выдумывай, пиши, что диктуют:  - не вари козлен..."  Моисей:  - "Все, все, вот теперь - понял: после мясного надо подождать шесть часов, прежде, чем есть молочное, а после молочного..."  Г-сподь (устало, махнув рукой):  - "э, делайте, что хотите..."
Воистину в субботу еврейские завтраки весьма специфичны — ничего горячего найти нельзя (для этого надо было бы включать бойлер или плиту растапливать, а это запрешено — шаббат). Ну, положим холодные макароны, омлет, селедку или салат можно схарчить и холодными, но вот на горячий чай можно и не расчитывать. А уж горячий кофе так и вовсе невозможность из невозможностей, особенно для любителей облегченных завтраков с сигареткой.
Зато Иерусалимское утро после ночного дождя было знатным:  Терасса отеля в лужах и солнечных бликах
Вид на старый город, Храмовую гору, Львиные ворота, Сионскую горницу

Чуть больший вид на Оливковую гору, Кедронскую долину,  старый город
Арабские кварталы
Видовая площадка Чуть больший вид на Оливковую гору, Кедронскую долину и  старый город
Выезжая за город на юг встречаешь всяких козлов и коз с овцами и баранами а также их пастушков — бедуинов. В принципе в этих местах наверное ничего не поменялось с тех пор как Давид "пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его." Ни львов ни медведей сейчас наверное уже и не встретишь. Хотя Давиды по прежнему встречаются на этой земле и во множестве.
Впрочем о львах чуть позже...
Как-то забывается, что местность гористая и мертвое море до которого пару часов езды из Иерусалима славиться тем что лежит ниже отметки "уровня моря".
Это кстати и есть та самая пресловутая метка уровня моря, а рядом верблюды с бедуинами работают неся культурные ценности туристам
Евреи и христиане из второзакония читают, что Моисей не вошел в землю обетованную "И на меня прогневался Господь за вас, говоря: и ты не войдешь туда (Втор. 1:37) ". Всего лишь два часа езды до Иерусалима! И не дошел... некоторые говорят ушел обратно в пустыню к мертвому морю насовсем. Даже могилы его говорят не знают, чтоб из нее не сделали место поклонения Моисею. 
Зато мусульмане охотно показывают могилу и рядом медресе за парой холмов от моря.
Тюрбе (могила) пророка Мусы  (Моисея) и рядом медресе
Из-за поворота блестит Мертвое море
На берегах моря поливают пашни (странно, море мертвое, но возле него полно живности и травянистости )
По дороге в стрый город Иерихон ехать скучно — ни тебе идиллических пейзажей, ни романтических руин — сплошная пустынька. А ведь тут столько всякого перебывало за несколько тысяч лет — и сражения и погони. Но эта пустыня прославилась своими пУстынями, сюда уходили уединяться. Ушел сюда и Ликиец Герасим, бывший монофизит, но образумившийся и принявший исповедания Халкидонского собора (IV вселенского) из египетской фиваидской пустыни перешел в Палестину и осел на месте, где когда-то останавливалось Святое Семейство по пути бегства в Египет.
В монастыре св. Герасима вспоминают Марию-млекопитательницу (Мария Галактотрафоисса)
Осесть-то осел, но в одиночестве святого разве оставят? Стали собираться вокруг него люди ищущие и спрашивающие. Так образовался монастырь. Порядки были очень строгие, жизнь аскетичная. До ближайшего источника далеко. А поливать огородик и вовсе тяжело - из Иордана приходилось воду возить на ослике. Сам же святой уходил молится в уединении в пустыню. Однажды, откуда ни возьмись, из-за кустов к нему вышел лев. Но не хищничества ради. Он протягивал Герасиму занозившуюся лапу. Что стоит человеку вытащить занозу даже льву! Конечно же помог. А лев с тех пор привязался к старику - ходил за ним как домашний лев. Ему даже доверяли пасти ослика-водоноса возле речки. Все таки не уследил лева осла - задремал. А в это время мимо шел купец с караваном. Увидел осла и пастуха при нем не заметил — ничей, — подумал, да и забрал осла в караван. А лев проснувшись осла не нашел. Пришел он к братии, а те ему пеняют, что ж ты братец? не кормленый что ли? а нам теперь как воду возить? далеко и тяжело ведь! отрабатывай же ты за него! навьючили на льва мехи и по воду отправили. Так лев стал водоносом. С мехами входил в Иордан, они наполнялись, и можно было их тащить обратно — в монастырь.
Прошел год с того времени. Караван возвращался обратно. Случилось льву встретится ему на дороге. Увидел он своего осла взял за уздечку как обычно и привел осла в монастырь, а в караване ведь животные связаны! Так, заодно и верблюдов привел в монастырь. Тут-то и поняли монахи, что зря льва упрекали за съеденного осла. А Герасим потом назвал льва "Иордан". До самой смерти Герасимовой лев был рядом. И на могиле его долго Иордан горевал и умер.
Вот и сам  Святой в честь которого назван монастырь со львом Иорданом и найденным ослом
Сам  монастырь построен в виде крепости, но сейчас внутри довольно мило
Пасомые  монастырем овцы на фоне иудейской пустыни и иудейских же гор
Это цветет как нам сказали  хлебное дерево.  Если из этих стручков семена вышелушить да смолоть, то бородинский или украинский хлеб вряд ли получится, но мука вполне сьедобная.
Вот так едешь а мимо  проноситься места которые не менялись не то что столетиями, тысячелетиями не менялись! те же овцы с пастухами, пейзаж прииорданский. Кстати сейчас эти горы, вроде близкие, уже заграница - королевство Иордания
Межевой  знак на рубеже между независимой Палестинской автономией и Израилем предупреждает, что жители последнего на территорию не допускаются.
Последнее  Израильское предупреждение. Типа:  мы тебя предупреждали с автоматом, а ты сам дальше в Палестину напросился. Что ж теберь, если тебе там понравиться, то можешь пенять на себя.
Спрашивается и чего такого там, из-за чего стоило бы пересекать границу?
Те же горы, та же пустыня
Те же пастухи с овцами
Но на самом деле сюда едут, чтобы подняться на горку
В принципе это с виду обычная горушка. Но даже название у нее специфическое — гора искушения!
Чтоб не бить ноги, можно подкататься через поля, и банановые плантации на канатной дороге. К сожалению на самый верх не пускают. Там недавно случился обвал и власти опасаются за безопасность туристов. Цель — монастырь на склоне горы.
Стекла в кабинках не моют, потому пейзажики получаются довольно мутными. Кто стойко держался в долгой поездке на высоте — тому подарок в виде неплохого пейзажика с горушки. С лавочками и кафешкой.

В принципе можно и пешком поднятся сэкономив доларов 10 (что сделала группа снизу, подьехавшая к самому подножию). Но в таком тепле да вгору идти не сахар. Все равно ноги придется потрудить. В конце-концов, в монастырь идем...
Монастырь стоит у пещеры, где Иисус отдыхал во время своего сорокодневного поста, сразу после крещения.
Держат монастырь православные греки. Центральная улочка там узенькая, над головой нависает скала, а справа показывают пещеру-укрытие. Обычная такая пещерка — в самый раз спрятаться от зноя, дождя и зверей.
Но от сатаны ведь не спрячешся. Именно здесь приступил к Нему нечистый и искушал: ПИЩЕЙ («…если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.» (Мф.4:3)) на что  сказано: «…написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.» (Мф.4:4) Во второй раз искушал ГОРДЫНЕЙ («…если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.» (Мф.4:6))  отвечено: «…написано также: не искушай Господа Бога твоего.» (Мф.4:7) В третий раз искушал ВЕРОЙ («…Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое.» (Лк.4:6-7)) Иисус отвечал «…отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.» (Лк.4:8) ))
Вобщем, есть возможность посмотреть на местность, которую предлагал искуситель. В принципе, старый Иерихон у подножия горы, ко времени Иисуса был тоже разрушен. Долина и горы Иорданские в принципе так же не сильно поменялись с тех пор за две тысячи лет. Уходя из монастыря, замечаешь, что он-то не только монастырь, но и небольшая крепость.
Кстати, пока поглядели монастырь, пока все сфотографировались в пещере, на панораме и вообще провели время примерно 40 мин, до монастыря дотащилась группа из автобуса от подножия горы (та, которая не захотила платить за канатку). 
Все-таки хоть в монастырь не пешком добрались, но подниматься-опускаться внем все таки надо — монастырь однако. Но  право-слово это не очень утомительно а временами даже приятственно. особенно, когда глядишь на такую замечательную панораму. Не успели сесть в кабинку, чтоб ехать обратно, как налетел дождь. Сильный. Небо сделалось сизым и недружелюбным. Но недолго. Горы не поросшие зеленью — безжизнены и воду в себе не удерживают, потому прозорливые жители используют эту дождевую воду мгновенно спускающуюся с гор в своих целях. Сторят арыки и... и ... накопительные озера-резервуары для полива. Дорога на канатке дальняя, и можно насладится видом раскопок старого Иерихона (Enjoy the view). Арабы, обслуживающие этот канатный вид транспорта живут по-старинке устраивая шатры и диванные где ни попадя — кочевники, что сказать.
Вот у нас фонтаны чаще выключают и не работают. Да и несут они чисто развлекательную и эстетическую функцию. А тут мало того что работают, так еще и просвещают, что мол, тут был город, которому если бы не евреи разрушившие его своими Иерихонскими трубами, было бы 10 тыс. лет . Мы то у себя губы надуваем, и говорим, что нам-де 1500 лет. (про Берлин и Москву вообще молчу — малолетки они совсем).

Слава Богу, что проблемы с кондиционером не у нашего автобуса, иначе ехать в нем было бы просто невозможно.
Не правда ли права пословица "Пастух и овца преПОДОБНЫ с лица"? (хотя овцу в даном случае заменяет верблюд, но что это меняет с точки зрения поговорки...)
Недалеко от нынешнего центра города на палестинской земле стоит греческий монастырь посвященный судьбе маленького человека Закхея (начальника мытарей — Старшего налогового инспектора того времени) — оставшегося в истории как человек, удостоившийся принимать и угощать Иисуса.
Был Закхей низенького роста, но увидеть известного учителя из-за спин своих сограждан не смог бы. Потому залез на сикомору чтобы сверху поглазеть. Однако Иисус его увидел и даже принародно обратился к нему со словами: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.(Лук.19:5)» Обращение было неоднозначное для окружающих: мытарь, да еще начальник мытарей — профессия неприятная для окружающих. Ну  кто и в наши дни любит налоговых инспекторов? так Иисусу и говорили что он :«Он зашел к грешному человеку». На что Закхей, осознавая за что его осуждает толпа и своя совесть, сказал Иисусу: «Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» Тот примирительно сказал: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».  
Рядом с молодой сикоморой греки показывают комель старой, на которой Иисус увидел Закхея. Возвращаясь обратно в Иерусалим опять видим пустыню Иудейскую во всей красе.
Видя какой ценой вырасает на этой земле любая травинка, такая вот вырубка ощущается как топор в сердце. По дороге напоминают, что Иерусалим таки город горный, поднятый над уровнем Мертвого моря.
Вечер в Иерусалиме стремительный. На выбор дают провести время в «Новом Иерусалиме» (кварталы бутиков, закусочных, ресторанчиков) или гулянье в стаорм городе. Кому что интересно. Например интересно посмотреть старье...
Улицы старого города после 8 вечера пустынны и грязны  как перстроечный базар в часы закрытия.
Пустынно все. Даже двор храма Гроба Господнего...
На канализационном люке все та же эимблема пежо :) или герб Иерусалима.

Наконец, свернув в сторону от туристических путей углубляясь в жилые кварталы как оказалось мусульманского квартала набредаешь на настоящую вечернюю жизнь старого города. Жители кальянничают в кафе
Недалеко, в полуподвальчике пекут тонкие лепешки с кунжутом. Вкусные!
После знойного дня жара спадает и народ этим пользуется выползая на основную улицу не для туристов а для себя. Улица ведет к старейшим воротам — Шемским (Дамасским) Все таки это восток. Как же здесь без сладостей? Да вот же они!
Только местных конфет здесь нету — Английские, Сирийские, Греческие, но только не Израильские.
Не найдя местных конфет узреваю родные, до слез фантики "Малибу", "Шипучка". Здесь даже ПоРОШЕНку можно обрадоваться и многое простить. Все таки нашая сладкая культура так идет в массы :)
С наружи Шемских ворот все тот же толчек, типа базара. На дальнем плане детки никого не смущаясь покуривают кальян.
Идет месяц Рамадан — светлый месяц поста и смирения — небо хоть и не в алмазах, но в гирляндах лампочек. Кажется, что здесь постоянный праздник.
И вместо этого сокровища для взгляда хотели предложить унылые, стерильные кварталы «Нового Иерусалима».
Кстать вечер субботы уже не запрещенный и можно наестся чего нибудь горячего, кошерного и  напиться горячего же чаю :) 
И был день третий, очень хороший!

2 коментарі:

chink сказав...

Спасибо за интересную экскурсию! И Библию в картинках, ;-)

Unknown сказав...

Спасибо на добром слове!
Не думал что понравиться...
Случилось много умолчаний и опечаток.
Да и картинки не кликались.
По мере сил исправляю эту беду. так что скоро и картинки будут открываться в крупном формате :)