Cуббота. День третий (Искусительный)
Еврейской субботе (шаббату) посвящается
Господь диктует Моисею Тору:
- "... не вари козленка в молоке матери его..."
Моисей:
- "О, погоди, минуточку... А-а-а-а, я понял! Это означает - не ешь мясного с молочным?!"
Г-сподь:
- "Не фантазируй. Пиши, что говорят - не вари козленка в моло..."
Моисей:
- "Аааа, сейчас, ага, все понял: надо иметь отдельную посуду для мяса и молока!"
Г-сподь (раздраженно):
- "послушай, что ты несешь? Я же тебе ясно сказал! Не выдумывай, пиши, что диктуют:
- не вари козлен..."
Моисей:
- "Все, все, вот теперь - понял: после мясного надо подождать шесть часов, прежде, чем есть молочное, а после молочного..."
Г-сподь (устало, махнув рукой):
- "э, делайте, что хотите..."
Воистину в субботу еврейские завтраки весьма специфичны — ничего горячего найти нельзя (для этого надо было бы включать бойлер или плиту растапливать, а это запрешено — шаббат). Ну, положим холодные макароны, омлет, селедку или салат можно схарчить и холодными, но вот на горячий чай можно и не расчитывать. А уж горячий кофе так и вовсе невозможность из невозможностей, особенно для любителей облегченных завтраков с сигареткой.
Чуть больший вид на Оливковую гору, Кедронскую долину, старый город
Выезжая за город на юг встречаешь всяких козлов и коз с овцами и баранами а также их пастушков — бедуинов. В принципе в этих местах наверное ничего не поменялось с тех пор как Давид "пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его." Ни львов ни медведей сейчас наверное уже и не встретишь. Хотя Давиды по прежнему встречаются на этой земле и во множестве.
Впрочем о львах чуть позже...
Как-то забывается, что местность гористая и мертвое море до которого пару часов езды из Иерусалима славиться тем что лежит ниже отметки "уровня моря".
Это кстати и есть та самая пресловутая метка уровня моря,
а рядом верблюды с бедуинами работают неся культурные ценности туристам
Евреи и христиане из второзакония читают, что Моисей не вошел в землю обетованную "И на меня прогневался Господь за вас, говоря: и ты не войдешь туда (Втор. 1:37) ". Всего лишь два часа езды до Иерусалима! И не дошел... некоторые говорят ушел обратно в пустыню к мертвому морю насовсем. Даже могилы его говорят не знают, чтоб из нее не сделали место поклонения Моисею.
Зато мусульмане охотно показывают могилу и рядом медресе за парой холмов от моря.
На берегах моря поливают пашни (странно, море мертвое, но возле него полно живности и травянистости )
По дороге в стрый город Иерихон ехать скучно — ни тебе идиллических пейзажей, ни романтических руин — сплошная пустынька. А ведь тут столько всякого перебывало за несколько тысяч лет — и сражения и погони. Но эта пустыня прославилась своими пУстынями, сюда уходили уединяться. Ушел сюда и Ликиец Герасим, бывший монофизит, но образумившийся и принявший исповедания Халкидонского собора (IV вселенского) из египетской фиваидской пустыни перешел в Палестину и осел на месте, где когда-то останавливалось Святое Семейство по пути бегства в Египет.
Осесть-то осел, но в одиночестве святого разве оставят? Стали собираться вокруг него люди ищущие и спрашивающие. Так образовался монастырь. Порядки были очень строгие, жизнь аскетичная. До ближайшего источника далеко. А поливать огородик и вовсе тяжело - из Иордана приходилось воду возить на ослике. Сам же святой уходил молится в уединении в пустыню. Однажды, откуда ни возьмись, из-за кустов к нему вышел лев. Но не хищничества ради. Он протягивал Герасиму занозившуюся лапу. Что стоит человеку вытащить занозу даже льву! Конечно же помог. А лев с тех пор привязался к старику - ходил за ним как домашний лев. Ему даже доверяли пасти ослика-водоноса возле речки. Все таки не уследил лева осла - задремал. А в это время мимо шел купец с караваном. Увидел осла и пастуха при нем не заметил — ничей, — подумал, да и забрал осла в караван. А лев проснувшись осла не нашел. Пришел он к братии, а те ему пеняют, что ж ты братец? не кормленый что ли? а нам теперь как воду возить? далеко и тяжело ведь! отрабатывай же ты за него! навьючили на льва мехи и по воду отправили. Так лев стал водоносом. С мехами входил в Иордан, они наполнялись, и можно было их тащить обратно — в монастырь.
Прошел год с того времени. Караван возвращался обратно. Случилось льву встретится ему на дороге. Увидел он своего осла взял за уздечку как обычно и привел осла в монастырь, а в караване ведь животные связаны! Так, заодно и верблюдов привел в монастырь. Тут-то и поняли монахи, что зря льва упрекали за съеденного осла. А Герасим потом назвал льва "Иордан". До самой смерти Герасимовой лев был рядом. И на могиле его долго Иордан горевал и умер.
Это цветет как нам сказали хлебное дерево. Если из этих стручков семена вышелушить да смолоть, то бородинский или украинский хлеб вряд ли получится, но мука вполне сьедобная.
Вот так едешь а мимо проноситься места которые не менялись не то что столетиями, тысячелетиями не менялись! те же овцы с пастухами, пейзаж прииорданский. Кстати сейчас эти горы, вроде близкие, уже заграница - королевство Иордания
Межевой знак на рубеже между независимой Палестинской автономией и Израилем предупреждает, что жители последнего на территорию не допускаются.
Последнее Израильское предупреждение.
Типа: мы тебя предупреждали с автоматом, а ты сам дальше в Палестину напросился.
Что ж теберь, если тебе там понравиться, то можешь пенять на себя.
Спрашивается и чего такого там, из-за чего стоило бы пересекать границу?
Те же горы, та же пустыня
Те же пастухи с овцамиНо на самом деле сюда едут, чтобы подняться на горку
В принципе это с виду обычная горушка. Но даже название у нее специфическое — гора искушения!
Чтоб не бить ноги, можно подкататься через поля, и банановые плантации на канатной дороге. К сожалению на самый верх не пускают. Там недавно случился обвал и власти опасаются за безопасность туристов. Цель — монастырь на склоне горы.Стекла в кабинках не моют, потому пейзажики получаются довольно мутными. Кто стойко держался в долгой поездке на высоте — тому подарок в виде неплохого пейзажика с горушки. С лавочками и кафешкой.
В принципе можно и пешком поднятся сэкономив доларов 10 (что сделала группа снизу, подьехавшая к самому подножию). Но в таком тепле да вгору идти не сахар. Все равно ноги придется потрудить. В конце-концов, в монастырь идем...
Монастырь стоит у пещеры, где Иисус отдыхал во время своего сорокодневного поста, сразу после крещения.
Держат монастырь православные греки. Центральная улочка там узенькая, над головой нависает скала, а справа показывают пещеру-укрытие. Обычная такая пещерка — в самый раз спрятаться от зноя, дождя и зверей.
Но от сатаны ведь не спрячешся. Именно здесь приступил к Нему нечистый и искушал: ПИЩЕЙ («…если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.» (Мф.4:3)) на что сказано: «…написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.» (Мф.4:4) Во второй раз искушал ГОРДЫНЕЙ («…если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.» (Мф.4:6)) отвечено: «…написано также: не искушай Господа Бога твоего.» (Мф.4:7) В третий раз искушал ВЕРОЙ («…Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое.» (Лк.4:6-7)) Иисус отвечал «…отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.» (Лк.4:8) ))
Вобщем, есть возможность посмотреть на местность, которую предлагал искуситель. В принципе, старый Иерихон у подножия горы, ко времени Иисуса был тоже разрушен. Долина и горы Иорданские в принципе так же не сильно поменялись с тех пор за две тысячи лет.
Уходя из монастыря, замечаешь, что он-то не только монастырь, но и небольшая крепость.
Кстати, пока поглядели монастырь, пока все сфотографировались в пещере, на панораме и вообще провели время примерно 40 мин, до монастыря дотащилась группа из автобуса от подножия горы (та, которая не захотила платить за канатку).
Все-таки хоть в монастырь не пешком добрались, но подниматься-опускаться внем все таки надо — монастырь однако. Но право-слово это не очень утомительно а временами даже приятственно. особенно, когда глядишь на такую замечательную панораму.
Не успели сесть в кабинку, чтоб ехать обратно, как налетел дождь. Сильный. Небо сделалось сизым и недружелюбным. Но недолго. Горы не поросшие зеленью — безжизнены и воду в себе не удерживают, потому прозорливые жители используют эту дождевую воду мгновенно спускающуюся с гор в своих целях. Сторят арыки и...
и ... накопительные озера-резервуары для полива.
Дорога на канатке дальняя, и можно насладится видом раскопок старого Иерихона (Enjoy the view).
Арабы, обслуживающие этот канатный вид транспорта живут по-старинке устраивая шатры и диванные где ни попадя — кочевники, что сказать.
Вот у нас фонтаны чаще выключают и не работают. Да и несут они чисто развлекательную и эстетическую функцию. А тут мало того что работают, так еще и просвещают, что мол, тут был город, которому если бы не евреи разрушившие его своими Иерихонскими трубами, было бы 10 тыс. лет . Мы то у себя губы надуваем, и говорим, что нам-де 1500 лет. (про Берлин и Москву вообще молчу — малолетки они совсем).
Слава Богу, что проблемы с кондиционером не у нашего автобуса, иначе ехать в нем было бы просто невозможно.
Не правда ли права пословица "Пастух и овца преПОДОБНЫ с лица"? (хотя овцу в даном случае заменяет верблюд, но что это меняет с точки зрения поговорки...)
Недалеко от нынешнего центра города на палестинской земле стоит греческий монастырь посвященный судьбе маленького человека Закхея (начальника мытарей — Старшего налогового инспектора того времени) — оставшегося в истории как человек, удостоившийся принимать и угощать Иисуса.
Был Закхей низенького роста, но увидеть известного учителя из-за спин своих сограждан не смог бы. Потому залез на сикомору чтобы сверху поглазеть. Однако Иисус его увидел и даже принародно обратился к нему со словами: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.(Лук.19:5)» Обращение было неоднозначное для окружающих: мытарь, да еще начальник мытарей — профессия неприятная для окружающих. Ну кто и в наши дни любит налоговых инспекторов? так Иисусу и говорили что он :«Он зашел к грешному человеку». На что Закхей, осознавая за что его осуждает толпа и своя совесть, сказал Иисусу: «Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» Тот примирительно сказал: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».
Рядом с молодой сикоморой греки показывают комель старой, на которой Иисус увидел Закхея.
Возвращаясь обратно в Иерусалим опять видим пустыню Иудейскую во всей красе.
Видя какой ценой вырасает на этой земле любая травинка, такая вот вырубка ощущается как топор в сердце.
По дороге напоминают, что Иерусалим таки город горный, поднятый над уровнем Мертвого моря.
Вечер в Иерусалиме стремительный. На выбор дают провести время в «Новом Иерусалиме» (кварталы бутиков, закусочных, ресторанчиков) или гулянье в стаорм городе. Кому что интересно. Например интересно посмотреть старье...
На канализационном люке все та же эимблема пежо :) или герб Иерусалима.
Наконец, свернув в сторону от туристических путей углубляясь в жилые кварталы как оказалось мусульманского квартала набредаешь на настоящую вечернюю жизнь старого города. Жители кальянничают в кафе
После знойного дня жара спадает и народ этим пользуется выползая на основную улицу не для туристов а для себя. Улица ведет к старейшим воротам — Шемским (Дамасским)
Все таки это восток. Как же здесь без сладостей? Да вот же они!
Только местных конфет здесь нету — Английские, Сирийские, Греческие, но только не Израильские.
Не найдя местных конфет узреваю родные, до слез фантики "Малибу", "Шипучка". Здесь даже ПоРОШЕНку можно обрадоваться и многое простить. Все таки нашая сладкая культура так идет в массы :)
С наружи Шемских ворот все тот же толчек, типа базара.
На дальнем плане детки никого не смущаясь покуривают кальян.
Идет месяц Рамадан — светлый месяц поста и смирения — небо хоть и не в алмазах, но в гирляндах лампочек. Кажется, что здесь постоянный праздник.
И вместо этого сокровища для взгляда хотели предложить унылые, стерильные кварталы «Нового Иерусалима».
Кстать вечер субботы уже не запрещенный и можно наестся чего нибудь горячего, кошерного и напиться горячего же чаю :)
И был день третий, очень хороший!
2 коментарі:
Спасибо за интересную экскурсию! И Библию в картинках, ;-)
Спасибо на добром слове!
Не думал что понравиться...
Случилось много умолчаний и опечаток.
Да и картинки не кликались.
По мере сил исправляю эту беду. так что скоро и картинки будут открываться в крупном формате :)
Дописати коментар