субота, 27 вересня 2008 р.

Путешествие в Израиль туда и обратно

Пятница. День второй (Иерусалим)
Приехал новый русский на экскурсию в Иерусалим. Приставили к нему индивидуального экскурсовода...
Экскурсовод:
- Вот перед вами мечеть Эль-Акса, здесь Мухаммед вознёсся на небо.
Идут дальше:
- Вот Стена Плача, здесь еврейский мудрец Ильягу вознёсся к небу.
Идут дальше:
- Вот гора Голгофа, здесь Иисус вознёсся к небу...
- В общем я понял, - перебивает экскурсовода новый русский - Иерусалим это у вас типа нашего Байконура...

Утро красит нежным светом стены не только древнего Кремля. Как оказывается оно красит и стены намного древнее, например Иерусалимские. На заднем плане в виде конфетного конуса — Сионская горница — место Тайной Вечери. Там же совсем рядом и могила царя Давида
Также утро красит и террасы отеля "Regency"
Да, по Иерусалиму пешком пройти — не поле перейти!
Надо высматривать всяческие развалины и траншеи — они могут указать на интереснейшие достопримечательности и следы истории.
Эта например оказалась вовсе не траншеей а Кедронским ущельем, засаженным оливами и кипарисами.

В ущелье — в виде буддийской ступы — могила сына царя Давида — Авессалома. Из-за импульсивности он убил Амнона (единокровного братишку), обесчестившего сестру Авессалома — Фамарь (Тамару), и  сбежал в сирию на три года. После возвращения в Иерусалим продолжал беспокоить папу Давида, вздумав поднять против него открытый мятеж (скорее всего "добрые люди" были заинтересованы посадить его на царство — помогли в нужный момент, и предали также в нужный момент). Давид бежал из столицы а сын воссел на троне. Будучи бездетным, не передоверяя почтение после смерти кому-нибудь другому, велел построить себе гробницу при жизни — так, на всякий случай. Как в воду глядел! Давид-то оставил столицу не  из страха, а из тактических соображений! вскоре войска папы и сына столкнулись в решающей схватке у Иордана, и в результате Авессалом решил единолично повторить тактический ход родителя — помчался на муле через теревинфовый лес, но на полном скаку запутался длинными волосами в ветвях дуба и был пронзен стрелами преследующих его. Так красота потребовала жертв!
Мораль 1: Иногда длинные волосы могут помочь дать дуба.
Мораль 2:  Родительская, сыновняя, братская и сестринская любовь иногда и до добра не доведут.
В буквальном смысле горы строительного материала позволили построить много чего... Например оборонительную стену вокруг города довольно неприступную до покорителя Веспасиана (будущего римского императора). Нынешние стены построены благодаря нашей соотечественице, на деньги ее мужа. Султанша Роксолана похлопотала за Город перед своим мужем Сулейманом Великолепным. На таком семейном междусобойчике решено было город не разрушать а поиметь с него денег (путем введения "входных билетов" для христианских паломников). Естесственно туристический бизнес принес больший доход нежели демонтаж строений и зачистка территории. Кстати киевляне, владимирцы и другие горожане которые хвастаются наличием золотых ворот у себя взгляните на первые золотые ворота, что послужили прообразом для наших. забутованная камнем сдвоенная арка - как раз и есть те самые Золотые Иерусалимские ворота - ну и где же здесь золото? Оказывается и здесь его на самом деле вроде как не было - весь фокус был в том, что иерусалимский камень под солнцем меняет цвет с песочного иногда на золотисто-розовый, а в редких случаях и красит в золотистый цвет и ворота особенно на заре для иногородних, дожидавшихся открытия этих самых ворот. (на ночь ворота запирали, чтоб не шастали всякие). Иудеи верят, что именно через эти ворота войдет в город мессия. Мусульмане, которые контролируют территорию на всякий случай их замуровали, а у входа, для затруднения прохода устроили кладбище для своих единоверцев, ведь верховные священники соблюдая религиозную чистоту не должны приближаться к кладбищенской земле. Итого чтобы пройти к Золотым воротам с Оливковой горы надо пройти: еврейское кладбище (оно за нашими спинами - его не видно) спустится в кедронскую долину, пройти там через греческое кладбище, поднятся к валу у стены и пройти мусульманское кладбище. Вот так мертвые стерегут подходы к городу...
Mount of olives, Оливковая гора. Названа, вы не поверите, из-за оливковых деревьев, что и по сей день растут там и плодоносят. А встарину, и перерабатывались неподалеку - Geh на иврите - масличный пресс и вообще комплекс по переработке масла. Итак гехшмон - или понятне Гефсиманский сад - где провел последнюю ночь Он в молении. На горе, стараниями неутомимого Антонина Капустина стоит, блестя золотыми маковками, женский монастырь "Марии Магдалины" На территории самого монастыря местное кладбище. Интересные фамилии попадаются на могилках... Вроде как русские, и вроде как и не совсем... Известный ракурс. Очень выгодно подчеркивающий старость оливкового сада. Оливковое дерево со в;ременем сгнивает изнутри, но корни дают новые побеги, обволакивающие своего породителя, и так получается дерево подобное вафельной трубочке но очень толстой. Если рядом Сад Гефсиманский, то неподалеку будет и место где Он молился. Точно! оглянувшись можно увидеть часть камня-монолита, даже не поместившегося полностью под сводами нынешней францисканской базилики. Эту часть облагородили, и теперь если даже базилику закрывают, то можно коснуться того самого камня даже не заходя в неё. Но лучше все таки зайти. Впечатляющее строение талантливого архитектора-итальянца Антонио Барлуччи, который построил немало классных церквей в Израиле. Церковь "Всех наций" или "Агония" (что ближе к внутреннему наполнению) темный, давящий полтолок, багрово-фиолетовые витражи создают напряженно-тревожную атмосферу той последней ночи, проведенной в страстной молитве, в ожидании неумолимой и мучительной смерти. Выйдя из-под гнетущего свода веселей глядится на ласково греющее до +28°С солнышко. И по сторонам тоже глядится. в пяти минутах ходьбы через дорогу армянский флаг и полицейский кордон. Безопасность тут тотальная. Армянский флаг висел не просто так, а указывая, что здесь сфера их интересов. А хранят они склеп-церковь гроба Марии - матери Иисуса. Ефесяне в турции конечно оспаривают место захоронения, но это, впрочем, неважно. Так или иначе, это был семейный склеп ее родителей — они тут тоже были похоронены. Не успеешь и десяти минут пройти, как попадаешь на типичный постперстроечный базар. Пардон, на восточный базар, где бюстгалтеры продаются рядом с баглавой, носками и парфюмерией прямо у львиных ворот многостолетней давности. На улице тепло а пройдено только полпути. Щось у гролі деренчить, треба горло замочить. А тут как раз местная наливайка. Сок-фреш давит не машина, а человек. Технология небось за века не поменялась как и аппарат. Цена от 2 до 5$. Но сок гранатово-апельсинный очень полезен для здоровья и вкусен. По улицам старого города ходят много и многие. Обратите внимание на способ транспортировки ящика - руки после такой перноски небось не болят. Зато можно сказать, что женщины здесь работают головой, что правда. На полицейских натыкаешься на каждом углу. Кстати мы уже на виа Долороза (крестном пути) т. е. пути по которому Его вели на казнь к горе Голгофе. Традиционно в основном католики считают 14 остановок(станций) крестного пути. Возле каждой останавливаются и говорят или читают, либо поют об этой конкретной станции. Кстати так удобнее посчитать группу, и вовремя начать поиски пропавших в сутолоке. Третья станция обозначает место где Он первый раз упал под тяжестью креста. Польские офицеры выстроили над этой точкой небольшую часовенку с эффектной статуей. Если вы до сих пор думали, что идете по оживленной улице, то далее будет типичный восточный базар. Концентрированный водораспределитель. Как стенка с электросчетчиками в комуналке. В такую жару работать не хочется. Но ведь кто-то же должен сидеть в лавке. Продравшись через тесноту витрин, памятуя о цели оказываешься возле нее совсем уж неожиданно. Полминуты назад еще были витрины с освещенными крестиками, свечками, семисвечниками, четками, иконами, кипами, а тут уже дворик отсекает лишние шумы и видения. Потому мы пришли к храму Гроба Господнего. Здесь, под одной крышей и находиться то, что осталось от Голгофы (горы казни), и высеченная в скале могила Иосифа Аримафейского, которую он предоставил родственникам Иисуса для захоронения в пятнцу накануне субботы (шаббат - день в который ничего делать нельзя, даже погребать мертвых). В нынешнем виде построен крестоносцами и освящен в 1049 году. (В Киеве в это время Изяслав Мстиславич цапался с Юрием Долгоруким за киевское княжество) Внутри храма стоит еще один поменьше. Кувуклия из мрамора то есть часовня построенная над пещерой, где был похоронен Иисус. Всередине она разделена на два помещения: передний - придел Ангела (место, где Ангел встретил у входа Жен Мироносиц Воскресным утром) и самого помещения, где находится каменное ложе. Купол храма над Кувуклией Чуть в стороне - Голгофа. Греческий храм. Престол вынесен вперед а под ним находится стеклянный диск с отверстием в центе. Просунув руку в него, можно коснуться камней, на которых был установлен крест. Собственно сам стеклянный диск в эмалевой оправе. Взгляд с Голгофы на камень миропомазания. Там тело Иисуса снятого с креста наскоро смазали мирром и спеленали в саван (плащаницу), а чуть дальше (справа за поворотом), уже была приготовлена гробница у Иосифа Аримафейского. Сам крест сбросили под гору. К тому времени там уже была свалка. Вот эту свалку в 326 году и повелела раскапывать Византийская царица Елена (мать Константина). Так случилось чудо обретения Чесного Животоворящего Креста. Сейчас здесь армянская церковь. Под Голгофой небольшое местечко, где показывают трещину в стене и напоминают, что праотец Адам был здесь похоронен. Торжество православия наглядно демонстрируют у входа в храм. В одной из колон портала зияет большая трещина от удара молнии. Некоторые говорят, что когда армяне подговорили турецкую администрацию не пустить в храм Иерусалимского патриарха, а только армянского, то после безуспешного многочасового моления молния ударила в колонну у входа, давая знак впустить патриарха Иерусалимского.
Храмов много и в старом городе и за его пределами. И строить там начали давным-давно греки, евреи, армяне, и другие... Так что русский храм здесь почти новострой (1896 г.), и назван в честь патрона Александра ІІІ — Александра Невского
Сам храм скрывает в себе части стены старого Иерусалима времени второго храма т. е. времени Иисуса и Судные врата, у которых римляне повторяли приговор осужденному, и с этого времени приговор обжалованью не подлежал. Слева от порога этих Врат в кладке — бойница, размеры которой позволяют пройти человеку. Эта бойница атрибутируется как «игольное ушко», упоминавшееся Христом («Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в царствие небесное» (Матфей, 19:24; Лука, 18:25)). Редко встречаешь такого тучного человека, чтобы он не смог протиснуться. Недалеко от Храма Гроба Господня еврейский квартал. По-своему тоже своеобразный. Там показывают остатки римского города Элия Капитолина (в честь императора Адриана - полное имя Публий Элий Траян Адриан, и Капитолийских богов), построенного к 130 году на разрушенном в 70 г. до основания Иересалиме.
Сквозь руины госпиталя Госпитальеров (Иоанитов, или рыцарей Мальтийского ордена. Да! — медецинское обслуживание паломников, приходящих на святую землю, сначала было основной деятельностью этого католического ордена), хорошо проглядывается дорогущее еврейское кладбище на склоне оливковой горы, за кедронским потоком. Еврейские мальчишки глядят на Стену Плача — единственную стену, которую оставил Тит Веспасиан (будущий Римский Цезарь) в качестве наглядного урока — что и неприступные крепости(а на то время Иерусалим был одной из самых неприступных) могут взять римские войска под руководством такого славного стратега :) Оставить стену он оставил, но стена оказалась не просто куском каменной кладки, а стеной непосредственно подпирающей и ограждающей гору Мориа — гору на которой Аврааму полагалось принести в жертву сына Исаака. Там же (на горе) видел свой сон Праотец Иаков про лестницу до неба, по которой восходили и нисходили ангелы. Там же царь Давид выкупил гумно у Аравны (Орны) — иевусея и воздвиг жертвенник Богу Израиля, а его сын и наследник престола Соломон построил Первый Храм в X веке до н. э. В 586 году до н. э. Первый Храм был разрушен Навуходоносором. После возвращения евреев в Иерусалим из вавилонского пленения в 515 г. до н. э. был построен Второй Храм. А царь Ирод реконструировал Храм к 22 г до н. э., увеличив площадь Храмовой горы, возведя вокруг неё мощную подпорную стену и засыпав землёй промежуток между стеной и холмом. Сейчас на месте еврейского Храма стоит мечеть Купол Скалы (Kubbet es-Sachra), и внутри неё находится выступающий из земли камень — это вершина горы, единственная её часть, которая возвышается над плоским плато. Согласно Корану, этот камень и есть та скала, с которой пророк Мухаммед вознёсся в небо на крылатом коне. И вообще вся Храмовая гора нынче в ведении мусульман. К Стене Плача можно свободно подойти прошедши супердосмотр с металоискателями и прочим. Мущинам налево (оцените размер подходной площадки), а женщинам направо (сравните с мущинской территорией).
Анекдот:
Стоит еврей несколько дней возле Стены Плача и молится.- Господи, помоги мне, дай денег, пожалуйста, машину, квартиру. Я беден, живу плохо. Помоги мне... Наконец, не выдержав: - Господи, можно подумать, что я со стеной разговариваю!
По выезде из старого города вечереет, зимнее солнце из-за туч посылает лучи света на арабские кварталы, жара спадает до умеренных 20 градусов.

Немає коментарів: