середа, 1 жовтня 2008 р.

Путешествие в Израиль туда и обратно

Вторник. День шестой (Фаворско-Иорданский)
- Скажи мне кто твой друг....
- Не факт, кстати. Вон у Иуды, например, была вполне приличная компания...
Луч солнца золотого прорывается сквозь тучи, чтобы отразиться в водах моря Галилейского (оно же Тивериадского - от названия города Тиберия; оно-же озеро Генисаретское; оно же озеро Киннерет от еврейского названия - kinnor - арфы, чьи формы оно напоминает и сейчас).
Иордания и горы на дальнем берегу уже проснулись а Тверия (бывшая Тиберия в честь римского императора Тиберия) еще нет. Спят и гостиницы первой полосы и базар, только вот в гостинице второй полосы "Donna Gracia" не все спят :)

19 августа по нынешнему исчислению празднуют Преображение Господне либо по народному второй или яблочный Спас. На самом деле событие произошло в феврале за 40 дней до Пасхи. Но чтобы не праздновать его в Великий пост праздник перенесли на лето.
Иисус предсказал, что Ему предстоит путь и страдания и смерть в Иерусалиме и воскресение на третий день. Но ученики скорее всего не поняли сказанного.  По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
Да уж. Местные жители легко называли морем озеро и холм горою. Просто настоящих гор — Кавказских или Карпатских они и не видели. Но стоит она отдельно от остальных возвышенностей как кипа — еврейская мужская шапочка.
Саму гору Фавор здесь часто называют на местный манер — Табор или уж вовсе по еврейски — Тавор (коварные греки писали название через тету, а вредные славяне эту букву вычеркнули ее во время Октябрьской революции, заменив буквой Ф). Название горы возможно связано с именем пророчицы и судьи (женский вариант), народной героини Израиля — Деборы (местная дева-воительница, как французская Жанна Д’Арк, Киевская княгиня Ольга, Британская Боадицея) . Она жила в эпоху Судей, как раз после выхода Моисея с народом из Египта и обретения ПМЖ в земле, некогда принадлежавшей Ханаанцам, которые все никак не хотели признавать права новых поселенцев на жительство, всячески посягая на свою бывшую территорию, стремясь отвоевать её обратно. Много евреев приходило жаловаться Деборе или Двойре (кстати переводится как — пчелка) на агрессивных соседей-ханаанцев. Тамошний царь уже прославился своим полководцем Сисерой. Но что могла своими силами сделать женщина? Конечно-же она искала мужчину, который бы смог возглавить войско и отстоять землю обещанную предкам. Таким оказался герой Барак (или Варак) — тезка одного известного американца ;) . Сей герой согласился собрать десятитысячную армию и выступить к горе Фавор против девятисот железных колесниц  Сисеры (как на то время — БМП), но выставил условие, что Дебора будет вместе с ним. (Хитрый лис знал, что за женщиной — идеологическое подкрепление и именно за ней потянется народное ополчение.) Дебора согласилась, но разочаровала Барака, напророчив, что лавры победителя Сисеры достанутся не ему, а женщине. Так и случилось. колесницы не устояли возле горы Мегидо (в долине Кфар Мегидо или Армаггеддон) и Сисера  спасся бегством добравшись до шатра Иаили (из родственного евреям племени — Кенеян, что держало нейтралитет между израильтянами и Ханаанцами). Иаль вообще сочувствовала евреям, и когда Сисера добрался до её шатра, то укрыла его и напоила вместо воды молоком. Когда же тот уснул от усталости, то взяла кол от шатра и молот и пригвоздила через висок голову Сисеры к земле. Так исполнилось предсказание Деборы, что главная честь — победа над предводителем ханаанцев принадлежала женщине.
Поскольку месту было установлено быть горой преображения, то есть — важной вехой в христианской истории, то первый храм построила еще святая Елена. Спустя многие лета у подножья горы пролегал стратегический путь из Египта в Сирию, который стоило охранять и во время крестового господства на горе построили крепость. А чуть погодя и католический монастырь. Вершина, храм, крепость переходили из рук в руки, пока к началу прошлого века не оказалось, что от крепости остались одни руины. А на вершине построены и действуют два монастыря — греческий - православный, и францисканский — католический. Каждый из них утверждает, что именно на его территории и происходило знаменательное событие.
И православный и католический монастыри равноинтересны, но если есть ограничение по времени и нет конкретной цели — паломничества, то стоит выбрать католический монастырь — он интересней. Во первых — центральный храм очень красивый и снаружи и внутри. А проектировал его, вы не поверите!... все тот же неутомимый Барлуцци! Прям и не знаешь что он на этой земле не успел. Но то что сделал, кажется сделал хорошо.
Куда ни глянь — везде Иерусалимский крест — равносторонний крест с четырьмя малыми крестиками по углам расчлененного поля.
Механические часы на башне... 
... дублируют солнечные. Право и не знаешь какие идут точнее?... впрочем кто же подзаводит солнечные? А идут они без всякой пружины и часовщиков, и даже смазывать их не нужно! Только вот колючими лопухами они заросли — подобраться поближе и сверить минуты тяжело. И снаружи  и внутри базилика Преображения Господня величественная. несколько приделов: верхний и нижний. И виды отличные кажется в сторону долины армагеддон  и в другую сторону — галилейскую. Два монастыря на вершине горы. казалось бы пойди налево попадешь к православным, а направо к католикам. Как бы не так - близок локоток да не укусишь! монастыри между стенами разделяет чахлый кустарник. Но они не общаются. Мало того, к каждому из них ведет своя дорога почти от подножия, причем со множеством резких поворотов и довольно круто вгорочку. Можно и пешком, а можно заплатить за маршрутку у подножия и доехать с ветерком. Чем собственно, арабы-маршруточники и пользуются, потому что большой туристический автобус на эти дороги не выедет. 
Вот он — засаженый кипарисами греческий монастырь. Поди доберись до него хоть и не далеко!
Насмотревшись красот с горы едем в долину галилейскую Это самая южная часть Галилейского озера. Из нее  истекает известная речка Иордан. Речка неширокая, не очень глубокая, лов рыбы в ней запрещен и рыбки совсем наглеют - подплывют и щиплют за ноги требуя подкормки. Там где Кинерет, он же Галилейское море-озеро, он же Генисаретское море, он же Тивериадское море, истекает в Иордан построили плотину тутошной ГЕС. А местность называется Ярденит.  Здесь принимают паломников и туристов, предлагая окунуться в воду реки, как некогда сделал до этого Иисус. Правда истины ради надо сказать, что настоящее место крещения говорят совсем в другом месте и сейчас находиться на территории Иордании, но не ездить только из-за этого туда-сюда. Местный кибуц построил все, чтобы посетители не чувствовали себя обделенными. Купаться можно только в белых ночнушках — чтоб не смущать некоторых паломников. Рубашками аборигены здесь и торгуют по 15$. Других рубашек и дешевле нету. Впрочем зачем мелочиться, можно ведь и оторваться по полной! Другие более чинно окунаются.
Непуганная рыба перерастает в местную разновидность рыбы с зубами - тиляпию.
Ее ловил рыбарь Петр, в море Галилейском, оно-же Генисаретское, оно же Киннерет, до того как стал апостолом. И местные даже видят два пятнышка за жабрами, якобы оставленными пальцами апостола на теле давней рыбы. Двумя такими же и пятью хлебами накормил Иисус пять тысяч народа, что собрались его слушать.
На вкус - обыкновенный карп. Море, горы, солнце, пляж, прогулочные катера смахивающие на челн святого Петра с моторчиком Местные пацаны ловят рыбу голыми рукми. ну не совсем руками, а берут два пластиковых стаканчика и в воде пытаются их быстро соединить — в общем местным котам радость и утешение. Рядом совершенно нагло плавают сомики, которые и в стаканчик-то не поместятся, но это утешение и радость для настоящих рыбарей — постарше.  И наступил вечер и был день шестой и был он прекрасен!

Немає коментарів: